Невинность как беспомощность
Почитала некоторые ЖЖ и столкнулась с фактами растерянности, беспомощности или определенных проигрышей в тех ситуациях, когда люди не знают своих прав или боятся их защитить. Возможно, в каких-то ситуациях они отказываются от защиты своих интересов только потому, что хотят сохранить репутацию "хороших". В нашей культуре ведь традиционно не одобряется агрессия, даже если она является конструктивной. Одобрение в нашей культуре вызывает "бескорыстность", "невинность", пассивность, способность терпеть. На мой взгляд, в этих общественно одобряемых позициях заложен очень хитрый смысл - мощный потенциал для манипуляции. "Если я такой (или такая) бескорыстный и невинный, то вы не можете причинить мне зло. Вы отвечаете за то, чтобы мир был безопасен для меня. Вы должны учитывать мои интересы и заботиться обо мне. А я ничего не буду делать для себя". Бессилие пытаются превратить в видимое достоинство. В этой позиции есть и основа для высокомерия - смотреть свысока на тех, кто живет в соответствии с реалиями жизни. Такие людят выглядят "недуховными" и агрессивными.
Читаю сейчас книгу Ролло Мэя "Сила и невинность". Мне откликнулись его идеи по поводу невинности и беспомощности. Р.Мэй пишет, что невинность - это сознательный отказ от силы. Отказ от обладания ею становится добродетелью. Этот тип невинности можно считать невротическим. Человек цепляется за детство, позволяющее паразитировать на слабости. Это и отказ от ответственности, и способ избежать осознания собственного бессилия. Невинность удерживает человека от роста, от новых осознаний, от способности принимать вызовы жизни и справляться с ними, ощущая новую уверенность в себе и чувствуя себя реально живым.
Читаю сейчас книгу Ролло Мэя "Сила и невинность". Мне откликнулись его идеи по поводу невинности и беспомощности. Р.Мэй пишет, что невинность - это сознательный отказ от силы. Отказ от обладания ею становится добродетелью. Этот тип невинности можно считать невротическим. Человек цепляется за детство, позволяющее паразитировать на слабости. Это и отказ от ответственности, и способ избежать осознания собственного бессилия. Невинность удерживает человека от роста, от новых осознаний, от способности принимать вызовы жизни и справляться с ними, ощущая новую уверенность в себе и чувствуя себя реально живым.
на воре загорелась шапка
Я еще и вот до чего недавно додумалась: самокритика (аутоагрессия вообще) - это способ не меняться, оставить все как есть. Самокритика - она же само-индульгирование.
(Почему-то показалось, что это имеет отношение к).
Re: на воре загорелась шапка
Re: на воре загорелась шапка
Re: на воре загорелась шапка
Ну, я и подумала.:)
Re: на воре загорелась шапка
Это я по результатам самонаблюдений, естественно.
впрочем
Протоповову и прочим популярным
этологам, у разных особей - разные способности к конфликтному общению, разный "болевой порог", благодаря чему они, особи, и образуют иерархическую структуру. Иерархическая пирамида предотвращает борьбу всех со всеми: теперь конкурентная борьба происходит только внутри "этажа" или между представителями смежных этажей, что, конечно, является для популяции благом. Для иерархии ex definitionem нужны слабые, нужны последние - поэтому у слабых эволюционно вырабатываются механизмы психологической компенсации проигрыша (закрепленные и в культуре). Как раз те, о которых Вы пишете.
> В нашей культуре ведь традиционно не одобряется агрессия, даже если она является конструктивной
Сейчас уже, похоже одобряется. Слово "агрессивный" давно уже обнаруживает в массовом сознании положительные коннотации. Передачи типа "Слабое звено" и т.п. Я, правда, не очень в теме. Но вижу, что это ослабляет и без того непрочный культурный каркас. Не хочется кликушествовать, но, кажется, мы радостно дичаем.
попытка дайджеста:)
Другое дело, что "кто предупрежден, тот вооружен".
задним умом
Так что у меня есть подозрение, что в нашей культуре все было более-менее гармонизировано. ("Одобрение в нашей культуре вызывает "бескорыстность", "невинность", пассивность, способность терпеть"). Это давало некие моральные бонусы слабым, да. Это компенсировало конкурентную напряженность в структуре в целом, а не вооружало одних (слабых) против других (слабых).
Может быть (наверное), я просто слишком начиталась Кара-Мурзы. У него там что-то было, про ососбенности "северной этики"...
Re: задним умом
Re: задним умом
Интеллигентность - это что-то вроде компенсаторного механизма (конечно, не только, но и...). Причем не на уровне индивида, а на уровне социума. (Впрочем, я, кажется, повторяюсь).
Re: задним умом
Но я не хочу использовать термин "интеллигентность" как перегруженный разного рода коннотациями. Скорее я бы предпочла говорить о людях, занимающихся интеллектуальным трудом.
Очень интересная тема "Интеллигенция и власть". На русский язык переведены три книги Мишеля Фуко под таким названием.
Re: попытка дайджеста:)
Мой текст был адресован людям, которые, в отличие от животных, наделены способностью делать выбор, но выбирают не уверенность в себе и ответсвенность за свою жизнь, а выученную беспомощность и связанные с ней вторичные выгоды.
Re: попытка дайджеста:)
Re: попытка дайджеста:)
Разве что вот это:
> Все, что человек совершил или от чего отказался, сделано им самим – по собственной инициативе, по своему усмотрению он предпочел одно и отклонил другое, и он несет ответственность за свои решения
- да, но:) - не все последствия всех решений можно предусмотреть; так что я не вполне понимаю "инструментальное" значение этого тезиса. Да, мы сами себе выбираем маршруты и сами - по факту - несем ответственность, в том числе и за отдаленные, малопредсказуемые последствия своих решений; я в курсе, и что же?
Понравилась фраза "Существовать – значит быть запрошенным".:)
Что касается созависимости - пока не очень понимаю, какая тут связь. Поведение "слабого", низкорангового, как и поведение созависимого, определяется конформной реакцией на социальный стимул? (к сожалению, я плохо владею терминологией - это не моя профессиональная область).
Re: попытка дайджеста:)
Re: попытка дайджеста:)
Дело не в том, что мы не можем предусмотреть все последствия наших решений, а втом, что мы часто отказываемся принмать ответственность на себя, предпочитая, чтобы эту ответственность несли другие. На такую установку граждан опирается любая форма тоталитаризма. Всегда можно переложить бремя вины на другого.
Созависимая личность выгодна тоталитарному государству. Она ориентирована на мнение других людей и также не берет на себя ответственности за свою жизнь. Созависимость - в данном случае - центральный механизм, определяющий функционирование личности. Конформность уже вторична.
Re: попытка дайджеста:)
Re: попытка дайджеста:)
Re: попытка дайджеста:)
Re: попытка дайджеста:)
Re: попытка дайджеста:)
Re: попытка дайджеста:)
Почитайте книгу Уайнхолдов "Освобождение от созависимости", М.Дж. Смита "Тренинг уверенности в себе". Устойчивое "Я" формируется через способность принимать на себя ответственность за свою жизнь, быть в контакте с собственными чувствами.
Когда прочитаете, напишите мне на e-mail (он есть в userinfo). Наметим следующие шаги. Эта работа поможет снизить и уровень депрессивности. Все-таки 27 - немало. Это не уровень эмоционального благополучия.