Образы женственности

Во все времена женщина была такой, какой ее хотел видеть мужчина. Это влияние мужского взгляда продолжает оказывать влияние на формирование женской идентичности. В то же время формируется новый образ женщины, характеризующийся независимостью от традиционного влияния, оказываемого мужчинами на представления о том, что такое женщина и каково ее значение в сфере социального и воображаемого.

Обескровливание идеала женщины-домохозяйки, придание легитимности образованию женщин и их труду, право на участие в гражданской жизни, на «безбрачие», на сексуальную свободу и на контроль над рождаемостью – таковы формы овладения женщинами полной свободой распоряжаться собой по собственному усмотрению во всех сферах жизни.

С пришествием женщины-постдомохозяйки судьбы женского пола впервые переживают период непредсказуемости и структурной открытости. Какую форму учебы выбрать? Ради получения какой профессии? Какой служебной карьере отдать предпочтение? Выйти замуж или жить в гражданском браке? Разводиться или не разводиться? Сколько завести детей и когда? Сделать это в браке или не вступая в брак? Как совместить свою профессиональную деятельность с материнством?

Все в существовании женщин стало предметом выбора, вопрошания и самостоятельного суждения; в принципе, женщинам теперь не возбраняется ни один вид деятельности, и ничто отныне не принуждает их занимать строго определенное место в общественном устройстве – и потому они, точно так же, как и мужчины, подчиняются настоятельному требованию современности: с начала и до конца выстраивать и планировать собственную жизнь. На смену единственным ролям пришли предпочтительные ориентации, свободный выбор собственной роли и готовность воспользоваться благоприятными обстоятельствами.

В последние десятилетия наблюдается процесс пересмотра распределения семейных ролей. С тех пор как мужчина перестал быть «главой семьи», а женщина имеет в своем распоряжении заработанные ею деньги, она имеет возможность прослеживать рост своего влияния в их супружеской паре.

Отдельная тема – образы женственности. Основные споры возникают как раз по поводу того образа, который женщина выбирает и находит ему некое обоснование. Что значит быть женщиной? Это ходить на шпильке и с длинными ногтями? Или в джинсах и без косметики? Или выбрать безупречный офисный стиль? Или же всем своим видом подчеркивать свою сексуальную привлекательность?

Как сказал автор модного романа «Духless» Сергей Минаев, хорошие московские девушки стремятся выглядеть как европейские проститутки, а московские проститутки стремятся выглядеть как хорошие девушки. Действительно, если на европейском курорте видишь девушку на шпильке, то это точно «наша» девушка. Без шпильки она не будет чувствовать себя женственной. С таким образом женственности никак не вяжется студенческий рюкзачок. Об этом написал mo_jah_head в своем посте «X и Y или М и Ж?»

Когда мы выбираем какой-то определенный стиль в одежде, тем самым мы что-то транслируем другим людям. Образ – это личное послание миру, соответствие каким-то общественным стереотипам, наше представление о себе, которое мы хотим передать окружающим, наша публичная маска, постоянная роль, которую мы сознательно или бессознательно играем в обществе. Важно ответить себе самой на вопрос: «Каков мой message?»

Шпильки – это история о чем? А европейский отказ от косметики? Свое послание я адресую прежде всего кому: мужчинам или женщинам? Что именно о себе я хочу им сообщить? Выбирая определенный стиль, чьи интересы я учитываю в большей степени?
В чем состоят мои интересы?

Попробуйте ответить на эти вопросы.
Образы
Блестяще! :) Понятие "женщины-постдомохозяйки" я буду использовать с твоего позволения. Мне будет интересно эмпирициски так сказать прочувствовать эту перестройку схемы женственности на Родине. Славянки в Берлине в основном именно такие - переопределившие себя и, самое главное, умеющие ставить под вопрос устоявшиеся культурные понятия.
Что касается стиля, то у советских психологов было замечательное понятие "интериоризация". Они говорили о речи, которая превращается в мышление. Мы можем деликатно скомуниздить у них это понятие и перенести его на превращение образа во внутреннее содержание идентичности (Ух!). В этом самки человека похожи на самцов - у них свои "перья". И когти. Мне сначала нравились девушки, которые могут позволить себе отказаться от шпилек и коротких юбок. Теперь мне нравятся девушки, которые могут себе позволить иногда снова к ним вернуться. Но все-таки иногда. Для меня важнее всего то, откуда и куда исходит message. Если он исходит снаружи внутрь, то не важно - джинсы или шпильки - not interested. Если он осознан и исходит изнутри наружу в оформленных и разнообразных сообщениях, то этот человек интригует уже на уровне личности. Ах, и ведь как интригует...
Я недавно беседовала с сестрой из Бреста. Она жаловалась на новые красивые, но неудобные туфли на высоких каблуках, в которых ей приходится весь день ходить. На мой вопрос для чего ей именно шпильки, она ответила, что женщина красива только на каблуках... Грустно.

Мне кажется, все зависит от ситуации и от настроения. Я не поеду на природу на каблуках, и не пойду на прием в кедах. Но в гардеробе хочу иметь и то и другое. Важно иметь выбор быть такой, как хочется. Красиво и удобно - идеальное сочетание.(конечно, смотря что считать красивым ;)
Вот это и есть основной вопрос - что считать красивым? Кто повлиял на эти представления? Кто их формирует?
Здравствуйте!
Заинтересовалась Вашим журналом и этим постом, в частности. Я тоже часто задумывалась над тем, почему многие девушки не представляют себе, что женщина может быть красивой и без шпилек, смотрю, как бедняжки мучаются в метро на эскалаторе, вытаскивая каблуки из щелей на ступеньках, как спотыкаются и ходят походкой как у цапли, и думаю - а зачем эти жертвы? Наверно, подобные "пристрастия" закладываются еще с детства, с эталонных красавиц из кино и подиумов, от которых все без ума. А еще помню поговорку: "Крастота требует жертв", мне ее часто говорила мама, когда мне не хотелось делать сложную прическу на голове, или когда новые туфли до крови натирали ноги.
Были и у меня эти каблуки (шпильку почти не носила), а потом как то я поняла, что это неудобно и приняла решение одеваться комфортно, а не вычурно. А потом обувь без каблуков тоже может быть красивой и изящной, и аблук может быть невысоким и удобным. Это не значит, что туфли я не ношу, одеваю и туфли на каблуках с платьями короткими, и шпильку с вечерним платьем на новогодние вечера на работе, но это не является моей ежедневной одеждой. Джинсы и ботинки(кроссовки, сандалии, спортивная обувь) - это гораздо удобней для перемещений по городу в общественном транспорте, на работе у нас дресс-кода нет. Мои интересы в одежде (к ответу на ваш вопрос) - это чувствовать себя максимально удобно и комфортно, хотя иногда хочется и выглядеть не просто хорошо, а очень хорошо, тогда и появляются платья и туфли, но это не каждый день. Вообщем я одеваюсь так, как хочется мне, а не как диктует мода, может это и неправильно. А от косметики я не отказываюсь, но сильно тоже не крашусь, чуть-чуть совсем. А вот моя подруга совсем не красится, она даже если и купит губную помаду, все-равно забудет про нее, ей на это даже время тратить не хочется, зато она в аспирантуре учится, у нее другие интересы кроме косметики.
Выбирая стиль одежды, важно учитывать свои собственные интересы. На других людей производит большее впечатление наша способность быть самим собой, а не высота каблуков.
Я это уже поняла. Но тем не менее мой молодой человек часто тыкает меня носом в мою одежду. То ему цвет не нравится, то длина юбки (почему короткое не носишь), то шпильки требует. Но понял, что шпилек не дождется точно. А сейчас требует, чтобы я в парикмахерскую пошла и перекрасилась.
Надо сказать молодому человеку, что пусть учится принимать вас такой, какая вы есть. Иначе отношения не имеют смысла.
Да я пытаюсь. Только вот он слишком уж авторитарный. Любит свое мнение навязывать. Может и впрямь не стоят ничего эти отношения, не знаю.
Основной критерий при оценке любых взаимоотношений - самоуважение. Если мы предаем самих себя ради сохранения отношений, то эти отношения разрушительны для личности.
только вчера начала читать Ваш журнал. Шпильки, думаю, это история о том, как понравиться мужчине (в молодости носить шпильки не очень тяжело, и носят, и магазины забиты такой обувью, средний каблук не найти). Ты не можешь понравиться, если не будешь сексуально привлекательна и ежедневно во всеоружии. Такое самоощущение женщин разных возрастов. А почему- вопрос очень сложный. С одной стороны, это где-то более естественно украшать себя , чем не украшать и уродовать (как часто в Европе). С другой стороны, почему такая низкая самооценка, что без каблука и косметики девушка уже не чувствует себя ценной, женщиной? Я думаю , тут очень много смешалось - и исторически (войны, мало мужчин, конкуренция), и то что Беларусь, Россия никогда не были особым оплотом вкуса в одежде (не Франция, не Италия), и то , что мы между Европой и Азией...
А кто Вам сказал, что женщины в Европе себя уродуют? Я в Европе провожу много времени и что-то ничего такого не заметила. Там много красивых девушек и женщин.
я же и написала - иногда, а чаще всего- не украшать. то есть хороши как есть. "отказ от косметики" - это Вы написали.
Я не написала "уродовать". Просто в Европе девушка с заметной косметикой - это проститутка.
перебарщиванием косметики у нас грешат, молодые девушки особенно. и шпильки на курорте, да.
но эти явления я бы отнесла к неустоявшемуся стиля в юности, или к отсутствию вкуса в зрелости.
Кстати, я много раз слышала, что в Европе чуть ли не по несколько мужчин на одну женщину. Буквально сегодня вернулась из Италии подруга и пересказывает слова гида, что там три мужчины на одну женщину. Так это и сказывается. У нас -то все иначе.