olga_andreeva ([info]olga_andreeva) wrote,

Что делают с нами наши ожидания?

Нередко мы испытываем разного рода негативные эмоции только потому, что не оправдались наши ожидания. Эти ожидания мы можем адресовать кому угодно - другим людям, себе, домашним животным, стране, своей эпохе, миру в целом. Если эти ожидания будут необоснованными, то вряд ли есть шанс на их реализацию. И тогда разочарование неизбежно. А от интенсивности ожиданий и их значимости в нашей системе ценностей будет зависеть сила переживаемых чувств - от легкого разочарования до ярости.

Как проанализировать свои ожидания? Предлагаю простой алгоритм.

Шаблон будет таким: Я ожидаю (верю, надеюсь), что что-то произойдет. Если это не происходит, то я чувствую __________________. (Это место для чувства).

Например, я ожидаю, что студенты будут ответственно готовиться к экзаменам. Этого не происходит, и я чувствую раздражение, а иногда и гнев.

Не всегда так легко выявить ожидания. Поэтому сначала идентифицируем негативное чувство, а потом стараемся как можно точнее осознать свое ожидание. И записываем по шаблону.

Далее - самое главное. Задаем себе вопрос: Насколько мое ожидание обоснованное? Учитываю ли я природу человека, мотивацию человека, чужие ценности и интересы, которые не совпадают с моими. Очень часто оказывается, что наши ожидания не вполне обоснованы, поскольку учитывают наши мечты и желания, общественные стереотипы (типа "все так поступают" или "так должно быть"), но не реального человека в реальной ситуации.

Еще классики гештальттерапии когда-то говорили: "Я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, и ты пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Но если наша встреча состоится, то так тому и быть."

Если мы сможем отказаться от своих необоснованных ожиданий, то покоя в душе станет больше. Это - путь к мудрости.
Tags: ожидания, психотерапия

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

[info]lifedizainer

July 4 2006, 08:54:18 UTC 5 years ago

Взмывая выше елей...

"Ожидания?" - Это не наш метод!

[info]olga_andreeva

July 4 2006, 19:13:12 UTC 5 years ago

Re: Взмывая выше елей...

Вы с этим вопросом уже разобрались :)

[info]lifedizainer

July 4 2006, 19:29:08 UTC 5 years ago

Re: Взмывая выше елей...

Осталось добить созависимость...

[info]olga_andreeva

July 4 2006, 19:42:32 UTC 5 years ago

Re: Взмывая выше елей...

Ну, это долгий процесс. Особенно в моменты серьезных испытаний узнаешь о своем реальном уровне тревожности.

[info]lifedizainer

July 4 2006, 22:25:10 UTC 5 years ago

Re: Взмывая выше елей...

Уверенность на пути к истинному освобождению - главное!

[info]zvzz

July 5 2006, 09:29:52 UTC 5 years ago

бороться можно только с собственной тревожностью ?

[info]olga_andreeva

July 5 2006, 09:34:45 UTC 5 years ago

Я думаю, что с этого надо начинать. Тогда легче простраивать границы с другими людьми и "не загружаться" их тревожностью. На них будет производить впечатление наше спокойствие, и они также смогут меньше тревожиться. Тревожность обладает значительной индуцирующей силой. Другим людям будет помогать наша уверенность в себе. Многим нужны поведенческие примеры. Особенно детям.

[info]kvitusja

July 5 2006, 19:47:51 UTC 5 years ago

Ozhidat' chego-to voobsche mozhno/ nuzhno tol'ko ot samogo sebja.

[info]olga_andreeva

July 5 2006, 20:14:15 UTC 5 years ago

Согласна. Правда, с собой надо обращаться бережно - не ожидать того, что не имеет под собой оснований. Важно не подрывать самоуважение.
Приведу простой пример необоснованных ожиданий к самому себе. Допустим, я ожидаю от себя, что при регулярных тренировках я стану прыгать в высоту на 160 см. Но я так и в школьные годы прыгнуть не могла на уроке физкультуры. А теперь результат никак не может быть лучше. И даже тренировки не помогут. Если я не буду учитывать свои физические возможности, то я могу пережить жестокое разочарование в себе.
Это примитивный пример. Он очевиден. Многие другие ожидания, адресованные себе, менее очевидны. Но порождают серьезные разочарования. Здесь важен баланс между здоровыми притязаниями и необоснованными амбициями. Важно также уметь себя прощать.

[info]kvitusja

July 5 2006, 20:21:34 UTC 5 years ago

Vy dazhe ne predstavljaete, naskol'ko dlja menja znachimy eti slova :)
No proschat' sebe dejstvitel'no ochen' slozhno..
Izvinite za translit.

[info]olga_andreeva

July 5 2006, 20:28:26 UTC 5 years ago

Я когда-то для себя придумала фразу, которая помогла мне отучиться от самообвинений: "Я себе все прощаю заранее."
Очень трудно прощение дается перфекционистам - они во всем хотят быть совершенными. Такие люди даже для себя недостаточно хороши. Нельзя делать себя самым главным своим врагом.

[info]kvitusja

July 5 2006, 20:42:06 UTC 5 years ago

Vnemlju.. ili postarajus':)
U Vas ochen' horoshyj zhurnal.

[info]olga_andreeva

July 5 2006, 20:43:28 UTC 5 years ago

Спасибо!

[info]kvitusja

July 5 2006, 20:44:42 UTC 5 years ago

:) Ne za chto - eto pravda.

[info]stock1978

July 24 2006, 12:15:05 UTC 5 years ago

Где можно прочесть о перфекционизме и о том, чем он чреват, подробнее?
Спасибо!

[info]olga_andreeva

July 24 2006, 21:00:08 UTC 5 years ago

Где прочитать о перфекционизме - так сразу даже затрудняюсь сказать. Это стремление быть совершенным во всем. А поскольку это невозможно, такой человек никогда не будет доволен собой. У него всегда будут поводы для самообвинений. Что об этом было в книге: Кланс П.Р. Самозванец. СПб, 2001. Но не вполне уверена. Надо подумать. Мое понимание перфекционизма формировалось много лет из чтения профессиональной литературы и психотерапевтической работы. Основа позиции самообвинения - та же созависимость. Об этом есть в моем ЖЖ.

[info]fantaghiro_

July 7 2006, 16:16:46 UTC 5 years ago

post sozvuchen s mneniem Richarda Bendlera.
horoshaja tema.
mnogo dumala ob etom.
spasibo. ochen' interesno.

[info]olga_andreeva

July 7 2006, 17:33:17 UTC 5 years ago

Вы правы насчет Ричарда Бэндлера. В НЛП было собрано все самое эффективное из разных направлений психологии и психотерапии. Там есть техники прояснения убеждений - метамоделей. Они похожи на техники когнитивного подхода.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…