Бремя страстей человеческих

«Понимаю, но не чувствую…» - эти слова красной нитью проходили через моноспектакль Евгения Гришковца «Одновременно». На этом спектакле я недавно побывала в Москве.
Стремление чувствовать, обвинение мира и отдельных людей в бесчувственности, обесценивание понимания… В этом – какая-то тоска по сбивающей с ног страсти, оправдывающей любое безумство. Пылкость чувств, пусть даже приводящих к драматическим или нелепым последствиям, становится почти синонимом подлинного существования. Человек, способный к спонтанному выражению чувств, вызывает зависть.
Гештальт-терапевты уже не одно десятилетие пытаются помочь человеку вступить в контакт с собственными чувствами. Психосоматическая медицина также ищет причины телесных недугов в нерешенных эмоциональных проблемах.

Люди хотят сочувствия и сопереживания. Хотят близости и слияния. Обвиняют друг друга в недостаточной дружелюбности. От специалистов ждут не столько компетентности, сколько эмоционального контакта. (Самое страшное обвинение врачу – не в недостатке профессионализма, а в «бессердечности»). И сколько не объясняй людям, что профессионалы продают компетентность, а не сердечную доброту, стремление нарушить личные границы, втянуть в «общение» ничем не остановить. А попытка эти личные границы обозначить трактуется как черствость и отвержение.
Человеку уже недостаточно быть Homo sapiens или Homo faber. Хочется идентифицировать себя и как Homo sentiens, хочется заявлять не только «cogito, ergo sum», но и «sentio, ergo sum».

Дедушка Фрейд сказал бы, что это все невротическое. Сегодня бы мы добавили, что также это явление культуральное. В какой-то культуре ценится воспитанность и умение не нарушать чужие границы, в другой культуре такое поведение выглядит холодным и бесчувственным. А влезание в чужую жизнь с ногами – проявлением подлинного интереса к ближнему.

Мужчин искушают истерички. Они выглядят ярко живущими и мощно чувствующими. А потом эти мужчины не знают, как от такой жены ноги унести. И оказывается, что из чувств у нее самое сильное – это ненависть, а из жизненных стремлений – мстительность. И это все – расплата за то, что вы отказали ей во внимании, потребность в котором у истерички принципиально ненасытна.

Интеллект обесценивает тот, у кого с ним слабовато. Это можно сказать и об определенной культуре в целом. Чувства превозносит тот, кто не умеет их контролировать – или боится пережить, или оправдывает свою эмоциональную распущенность.
Найти баланс – личный вызов. Можно принять его, а можно спрятаться и резонерствовать.
Истерички бывают и совершенно не злобные. А тянет к ним еще и потому, что их постоянно надо от чего-то спасать и защищать. Меня например это очень провоцирует. И они обычно женственные очень. Другое дело, что от них быстро устаешь.
И чаще всего они довольно глупые. Поэтому рядом с ними можно расслабиться и не демонстрировать свой интеллект и блестящее чувство юмора :). Но только не надо жениться и детей от них заводить. Это я уже как семейный психотерапевт говорю.
Дополнение. Незлобные, пока их не отвергают. На отвержение они отвечают яростью, или это не истеричка. А вот насчет спасать и защищать, так это просто их примитивная игра, дающая возможность мужчине почувствовать себя нужным. А это уже про какие-то мужские невротические потребности, извините... :)
почему невротические? нормальный инстинкт, просто у одних больше развит, у других меньше.
"Чувства превозносит тот..."

Кажется, я получила ответ на вопрос, который меня долго мучил! :)
Если вас еще какие-либо вопросы мучают, спрашивайте, найдем ответ :)
Я думаю что у среднего мужчины действительно плохой контакт со своими чувствами и очень узкий эмоциональный спектр. И это является источником больших проблем для этих мужчин - в первую очередь с женщинами, но так же и с карьерой.

Почему с женщинами? Потому что последним нравятся мужчины, которые умеют воздействовать на их (женщин) чувства, умеют заставить женщину испытывать сильные эмоции. А для этого нужно самому уметь их испутывать, быть страстным в жизни. Недаром женщинам так нравятся художники и музыканты - у них хороший контакт со своими чувствами и широкий эмоциональный спектр.

А с карьерой - потуму что чтобы быть эффективным лидером, нужно то же самое. Не получается логикой вести за собой людей.

Лидеру нужна харизматичность.
А что касается художников и музыкантов, то они, бесспорно, могут быть весьма обаятельны, но опасны своей инфантильностью (которую в себе нередко культивируют) или нарциссизмом.
А что касается художников и музыкантов... опасны своей инфантильностью.... или нарциссизмом.

Согласен - это, так сказать, обратная сторона их личности.

Но обязательно ли мужчина, который "эмоционально грамотен" должен быть инфантилен или нарциссичен? Мне кажется, что нет.

Например, trial lawyers (юристы специализирующиеся на выступлениях перед присяжными) обычно бывают эмоционально грамотны. Также и многие политические лидеры в демократических обществах
(например, Билл Клинтон). Но их-то инфантильными никак не назовешь.
Важна именно эмоциональная зрелость, то есть способность понимать и регулировать свои чувства (за это мы тоже несем ответственность, если хотим считать себя взрослыми).
То, что побывали на спектакле.... Здорово. Очень рада. Хочется написать - завидую по белому, но ведь "зависть белой не бывает" (С).
А можно и мне книжечку на panika212@tut.by.
На выставке не словила ее.
Заранее - муррси.