Смысл тревоги

Одно из самых тяжелых эмоциональных состояний человека – переживание тревоги.
Стремление понять феномен тревоги проходит через всю историю психотерапии.
На мой взгляд, в книге известного экзистенциального психотерапевта Ролло Мэя «Смысл тревоги» (М., «Класс», 2001) данная тема изложена наиболее глубоко.

Ролло Мэй предлагает прекрасный исторический очерк о попытках осмыслить феномен тревоги средствами философии, художественной литературы, социологии, биологии, психологии и психотерапии.
Тревога – важнейший элемент существования человека. Тревога может разрушать жизнь человека, но она может быть также использована конструктивно. Она может освободить нас от скуки, может обострить наше восприятие, она создает то напряжение, на котором основано сохранение человеческого существования. Если есть тревога, значит, человек живет. Тревога – признак того, что человек выходит за пределы зоны комфорта и перед ним открываются новые возможности. Тревога взаимосвязана с творчеством, оригинальностью, выходом за пределы любых стереотипов.

Жизнь современного человека пронизана тревогой. Мы боимся потерять самоуважение, боимся отвержения со стороны значимых людей, боимся проиграть в соревнованиях с другими за успех. Тревога прямо связана с представлениями, которые разделяют люди одной культуры, эти представления накладываются на реальные ситуации опасности. Успех человека в социальном соревновании с другими является доминирующей ценностью современной культуры и одновременно наиболее распространенным поводом для тревоги.

«Западный человек начинает испытывать тревогу по поводу успеха, который превратился в форму самореализации… У него есть обязанность, и если он не способен с нею справиться, возникает не столько социальное неодобрение и презрение, сколько презрение к самому себе, чувство неполноценности и безнадежности. Успех есть цель, стремясь к достижению которой, невозможно найти удовлетворение». (А.Кардинер).

Тревога проявляет себя и в политике. Диктаторские режимы зарождаются и приходят к власти в те периоды, когда культура подвержена тревоге; взяв власть в свои руки, диктаторы продолжают жить в тревоге, другими словами, мотивами действия правящей группы является тревога; и, наконец, диктатуры сохраняют свою власть, намеренно поддерживая тревогу как внутри своего общества, так и среди потенциальных противников.

Современный человек дорого платит за свое постоянное пребывание в тревоге, платит не только эмоциональным дискомфортом, но и различными психосоматическими заболеваниями.
Заложниками тревоги являются дети. Их положение пронизано конфликтом – сначала родители устанавливают тесные эмоциональные взаимоотношения с ребенком и культивируют высокий уровень его притязаний, а потом вводят жесткие табу. Ребенок ощущает ненадежность и непостоянство своих родителей. Нередко родители предают своих детей, вступая в альянс со школой в случае школьных трудностей ребенка. Родители требуют от своих детей достижений, чтобы поучаствовать в соревнованиях с другими родителями. Родители избегают разговоров с детьми о том, что детей тревожит, а также запрещают детям себя бояться. Важно поддерживать иллюзию «дружной семьи»!

Человек стремится обуздать свою тревогу. Нередко способы преодоления тревоги носят деструктивный характер. Как ни странно, это может быть и чрезмерная застенчивость, и алкоголизм, и компульсивная сексуальная активность. Совладать со своей тревогой человек может пытаться также с помощью компульсивной трудовой активности - известные всем «трудоголики» У других формируются неврозы навязчивых состояний. Возможен уход в религиозную веру или различные суеверия. А кто-то пытается контролировать свою тревогу, прибегая к риску.

Как конструктивно совладать с тревогой? Это возможно, если принять ее как вызов и стимул к прояснению и разрешению лежащей за ней проблемы. Тревога обозначает противоречие в системе ценностей. Тревога – это знак борьбы, происходящей внутри личности. Способами решения проблем, вызванных тревогой, разные школы психотерапии признают два процесса. Первый - расширение осознавания: человек видит, каким именно ценностям угрожает опасность, осознает конфликты между своими целями и путь разрешения этих конфликтов. Второй – переобучение: человек перестраивает свои цели, производит отбор ценностей и продвигается к достижению этих ценностей ответственно и реалистически. В связи с этим хотелось бы особо подчеркнуть опасность перфекционизма – эффективного «топлива» тревоги. Разрыв между завышенными ожиданиями по отношению к самому себе и реальными достижениями не позволяют такому человеку хотя бы ненадолго освободиться от непереносимой тревоги. Трудно достичь душевного равновесия и человеку созависимому, сориентированному на получение одобрения со стороны окружающих.

Важным представляется конструктивное применение нормальной тревоги, когда человек избегает подавления и отказа от своих возможностей. Как писал Кьеркегор, только прошедший «школу тревоги» - переживший и проработавший прошлый опыт тревоги – способен встретиться с настоящими и будущими переживаниями тревоги и не быть раздавленным ими. Для конструктивного использования нормальной тревоги характерно столкновение с вызывающей тревогу ситуацией лицом к лицу, признание своих опасений и движение вперед, несмотря на тревогу. Мужество заключается не в отсутствии страха и тревоги, а в способности двигаться дальше, даже испытывая страх. В конечном итоге исход встречи с тревогой зависит от того, что именно человек провозглашает ценностью для себя и своего существования. Свобода здорового человека заключается в его способности извлекать пользу из новых возможностей для встречи с потенциальными угрозами существованию и их преодоления, а отмеченные тревогой сферы личности могут стать сферами роста.
это вы с ходу вот так пишете ? очень хороший журнальный слог.

>Как конструктивно совладать с тревогой? Это возможно, если принять ее как вызов и стимул к прояснению и разрешению лежащей за ней проблемы.
> .. человек видит, каким именно ценностям угрожает опасность

как он это видит ? ведь причины не очевидны. самое интересное - это наверное методики поиска причин.
Не все пишу с ходу. Иногда пишу в Ворде, а потом переношу в ЖЖ - из экономии средств :). Я ведь работаю дома. Иногда реферирую качественные источники. Но могу и с ходу. Много работала с журналистами - у меня обычно до 100 интервью в год. Это газеты, журналы, радио, телевидение. На протяжении восьми лет у меня была своя программа на радио - раз в неделю час прямого эфира. Там и натренировалась спонтанно реагировать.
Как определить ценности? Спросить у себя, что для меня самое главное? Например, безопасность. Тогда человек не будет кататься на сноуборде, не будет открывать свой собственный бизнес, не будет доверять в любви, не будет давать деньги в долг и т.п., то есть будет избегать любой ситуации, где его потребность в безопасности может подвергаться риску. А если ценность свобода, то очень трудно работать в бюджетной организации и подчиняться всем подряд.
Есть основные базовые ценности. Они описаны А.Маслоу. Так называемая пирамида ценностей. Если не найдете в Сети, тогда Вам их перечислю. И есть индивидуальные ценности. Методики не сложны. Просто задаем себе вопросы. Например, какой моей ценности бросает вызов эта ситуация? Вообще психотерапия - это искусство задавания вопросов, которые помогают человек лучше понимать самого себя. Например, для чего мне это надо? Это интересный вопрос, когда люди говорят об альтруизме. Я все равно добиваюсь ответа об их личных целях: что вы получаете ДЛЯ СЕБЯ, когда совершаете альтруистические поступки?
Есть такое очень модное направление в психотерапии - нарративная терапия. Там особое место занимают именно вопросы. Есть три большие статьи Карла Томма про разные типы вопросов. Этому обучаются психотерапевты.
Короче, будем учиться задавать вопросы прежде всего себе.
у меня возникает другой вопрос : как дать правильный ответ ? т.е, я могу сформировать себе вопрос. однако тут же получаю минимум два ответа, один или оба из которых либо неверны, либо поверхностны.
другими словами, есть неуверенность в качестве ответов - или, инвертируя, есть уверенность, что я сам себя обману. с повышением детализации/количества вопросов эта опасность растет, а один неправильный ответ поведет цепочку в неверном направлении. я в этом смысле имел в виду - методики поиска причин

пример : совершая альтруистический поступок, я руководствуюсь только армянским мультфильмом про говорящую рыбу. однако наверняка я себя обманываю.

спасибо
Вот поэтому и существует профессия психотерапевта - с умением задавать "правильные" вопросы и также с умением получить от клиента те ответы, которые позволят осознать источники проблемы. Продвинуться на этом пути можно с помощью качественной литературы. Например, если говорить о мотивах альтруистического поведения, то очень полезна книга Дэвида Майерса "Социальная психология". Она несколько раз выпускалась издательством "Питер". Очень рекомендую. Это - учебник по социальной психологии для непсихологов.
Мои клиенты читают довольно много книг, рекомендуемых мною. Моя задача состоит в том, чтобы человек не только разобрался в своей актуальной проблеме, но и увидел ее в более широком контексте, понял, что ее порождает и чем она поддерживается. Я уверена в том, что в результате такой работы мои клиенты понимают психологию и самих себя значительно глубже, чем выпускники факультетов психологии белорусских вузов.
Одна из целей этого моего ЖЖ - помочь заинтересованным людям сориентироваться в лучшей литературе по психологии и психотерапии. Время - самый ценный и невосполнимый ресурс, беречь его помогают рекомендации экспертов.
Задавайте вопросы!
Можно ли самостоятельно справиться с таким состоянием как "паническая атака"- это немного больше чем состояние тревоги. и порой очень сложно объяснить причину её возникновения. это случается даже тогда , когда вроде бы разобрался со своими проблемами и договорился сам с собой относительно их решений, но потом вдруг тебя накрывает. Это уже клинический диагноз? ну я имею ввиду, это близко к сумасшествию, или же это безопасно в этом смысле?
Паническая атака не ведет к сумасшествию, но без помощи психотерапевта вряд ли справитесь. Это надо лечить.
2 вопроса
Правильно ли я поняла, что тревогу можно грамотно использовать для интраспекции?

Читая Вашу книгу "Смысл тревоги", в одном из разделов (кажется "Физиологическое обоснование"), я нашла описание 2х видов реакций организма. Боюсь что-то напутать, кажется 1 -это реагирование желудочно-кишечного тракта и половой системы, которые привлекая к себе внимание преследуют цель успокоить. 2й - сердечно-мышечный, который через усиленное сердцебиение, напряженность мышц и пр. старается побудить к действию. Там была идея, что если прислушиваться к желанию организма в каждый конкретный момент, то выбирается наиболее подходящий способ реагирования.
Re: 2 вопроса
Книга, к сожалению, не моя, а Ролло Мэя :)
Не совсем так. Если прислушиваться именно к желудку, например, то можно начать себя успокаивать едой. Вот так многие люди и толстеют. Бесспорно, тревога затрагивает всю физиологию организма.
Но если ее действительно использовать для интроспекции, то надо оставаться в психологической плоскости, т.е. прежде всего выяснять субъективный смысл тревожащей ситуации. Что эта ситуация для меня значит? Чем она для меня опасна? Что я буду делать, если все же худшее произойдет? И т.п.
То есть идти навстречу тревоге. Тогда можно с ней справиться.
А если остаться в плоскости физиологии, то можно получить психосоматическое заболевание или невроз.
Например, какую-либо зависимость. Тогда секс будет не источником удовольствия, а средством успокоения. И тогда не важно - с кем.
Животных реакция сердечно-сосудистой системы на опасность действительно толкает к бегству. Человек чаще всего убежать не может. Его удерживают разные вещи - самолюбие, представление о чести, какие-то правила, стереотипы и т.д. Вот это и есть путь к гипертонии или инфаркту. Поэтому психотерапия может быть полезна :)
Re: 2 вопроса
Видимо я не совсем точно выразилась.Я говорила не про слепое следование позывам морганизма, а про необходимость к нему прислушиваться для выбора действий.

Т.е стоит ли позволять телу участвовать в этом процессе - оно же подает сигналы.
Re: 2 вопроса
К телу надо относиться с уважением в любом случае. Сигналы оно действительно подает. Только вот что с этими сигналами делать - отдельная тема. Каждый интерпретирует эти сигналы по своему разумению.